Наталья Колодкина работала юристом в крупных компаниях, а в 50 лет уволилась, на отложенные 1,5 млн рублей открыла небольшое кафе — и теперь сдает его в субаренду. Бизнес стал для нее способом сбежать от офисной рутины. Наталья очень любила готовить и мечтала открыть уютное кафе — эта работа казалась ей творческой. Она долго расспрашивала владельцев кафе об особенностях бизнеса (в консультации никто не отказывал) и наконец решилась на собственное дело. Ее кафе «делало кассу» на супах в стаканчиках — посетители полюбили их гораздо больше, чем кофе на вынос. Наталья Колодкина рассказала Inc., почему в итоге оставила кафе и как работа на себя изменила ее жизнь.
«Я поняла, что если сейчас не начну что-то свое делать, то не начну уже никогда», — признается Наталья Колодкина. Выпускница Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина (сейчас это университет) до 50 лет работала по профессии — занималась гражданскими и трудовыми вопросами в крупных фирмах, 13 лет была сотрудницей нефтяной компании — сначала головного офиса, а затем «дочки». Из них последние 4 года работала удаленно — жила за границей, где работал муж.
В 2015 году они вернулись в Россию, а в 2016 Наталье исполнилось 50. Этот момент стал для нее переломным: «Передо мной был выбор — возвращаться в офис или оставить работу и делать что-то свое». Ее пугала перспектива просидеть в компании еще 5 лет и превратиться в «тетку на каблуках». «Это отдельная категория людей, много лет работающих на одном месте. Они не удовлетворены тем, что делают, обсуждают друга друга, и других забот у них просто нет», — считает Наталья. Кроме того, ей не хотелось зависеть от офиса, где могут окружать не всегда «приятные тебе люди». Внутренне она была готова уйти в свободное плавание, но опасалась, что ничего не выйдет.
Несмотря на огромный опыт, Наталья Колодкина не хотела открывать юридический бизнес — профессия наскучила. А вот готовить она любила, работа в кафе представлялась творческой, и ей хотелось перенести то, что видела за границей, «на нашу землю».
Набираясь решимости (и продолжая работать удаленно), Наталья собирала информацию в интернете, знакомилась с владельцами приятных небольших кафе, интересовалась устройством рынка общепита. «Я спрашивала у ребят обо всем: нравится ли им это занятие, как вести учет, подключать кассы, получать разрешительные документы, находить персонал, — вспоминает Наталья. — В этой сфере очень доброжелательные люди, все стараются друг другу помочь, я не встретила ни одного человека, который бы от меня отмахнулся».
Сбор информации продолжался около 1,5 месяцев, а в июле 2017 года Колодкина уволилась и открыла кафе на территории лофтов в районе метро «Бауманская» — их сдает в аренду сын, сооснователь сервиса бронирования площадок для мероприятий Bash Today и депутат муниципального образования Арбат Ефим Колодкин. «Я сделала первые шаги и оказалась на волне. Если человек делает шаг в воду, дальше он уже плывет», — говорит Наталья.
1,5 млн рублей личных накоплений Наталья вложила в открытие своего кафе «Eat today». Она зарегистрировалась как ИП и закупила оборудование. Кофемашина, печь, холодильник, прилавок и посуда обошлись примерно в 1 млн рублей. Аренда помещения стоила 70 тыс. рублей в месяц, ремонт не требовался, а на небольшие косметические доработки ушло около 30 тыс. рублей.
В ноябре 2017 года Наталья сама встала за прилавок продавать кофе и сосиски (кроме нее были еще кассир и посудомойщик). Она говорит, что ей было принципиально важно качество продуктов (покупала в магазине Le Bon Gout). «Я стремилась к тому, чтобы это была максимально качественная еда. В кафе я готовила так же, как дома, — может быть, это безумство, но я покупала качественные продукты, которые стоили в 3 раза дороже, чем в обычных магазинах», — рассказывает Колодкина.
Первыми клиентами «Eat today» стали сотрудники и посетители соседних лофтов, а затем через «сарафанное радио» о кафе узнали и работники ближайших офисов. Вскоре в ассортименте появились 3 вида супов в стаканчиках. По словам Колодкиной, они пользовались популярностью и делали кассу: «Это даже с кофе не сравнить». К супам она бесплатно подавала итальянские палочки, которые пекла сама.
Посетители оценили концепцию здорового перекуса, клиентов становилось все больше, в кафе приходили до 80 человек в день (средний чек 240 рублей). Чтобы накормить всех, Наталья стала печь пироги с сыром и готовить азиатскую еду — рис с курицей.
Она готовила сама, но начала искать повара, когда поняла, что с трудом справляется с возросшими объемами (оборот кафе достигал 500 тыс. рублей в месяц), Подходящего специалиста подобрать не удалось. «Приходившие люди не соответствовали моим представлениям о том, как готовить, с точки зрения качества, чистоты, вкуса, подхода, — вспоминает Наталья, — поэтому я с утра до ночи впахивала, а продукты закупала ночами, это было ужасно».
Примерно через полгода Наталья Колодкина выдохлась и сдала кафе в субаренду за 150 тыс. рублей в месяц (аренда помещения стоит 70 тыс. рублей в месяц). По ее словам, предполагалось, что субарендаторы, имея большой опыт в общепите, поддержат концепцию кафе. Но через 3 месяца партнеры проекта рассорились, не смогли «обуздать» повара и закрылись. Наталье после этого эксперимента осталось испорченное оборудование и помещение, требующее серьезной уборки: «Разгребая все это, я думала, а стоит ли ходить в общепит? Хочется знать, что есть надежные места, где тебя не обманывают, где готовят чисто и аккуратно, из хороших продуктов».
После месяца простоя, в ноябре 2018 года Наталья сдала помещение в субаренду другой команде — сети кафе Garret Mix Kitchen. «Я скучаю по работе в кафе, но устала так, что дома готовить не могла, — говорит Колодкина. — Вся эта история для меня — интересный опыт. Теперь я знаю алгоритм, как делать что-то самостоятельно».
Субаренда приносит Наталье 80 тыс. рублей в месяц — примерно столько же она получала как юрист, работая удаленно. «Но дело здесь не в деньгах, — отмечает она. — Когда ты работаешь на себя, качество жизни меняется, — это полностью мобилизует».
По словам Натальи Колодкиной, многие ее знакомые с успешной карьерой мечтают о своем деле — маленьком кафе или магазине. Но люди боятся проблем и неудач. «Бизнес — это дело. Потому мой главный совет тем, кто думает открыть что-то свое, — начать делать», — говорит Наталья.
Она не планирует возвращаться на рынок общепита и думает о новом бизнесе— в ретейле, на этот раз с партнером. Пока окончательные договоренности не достигнуты, подробностей не раскрывает.